История, традиции, достижения
учреждения образования
«Гимназия № 4 г. Могилева»
История государственного учреждения образования “Гимназия № 4 г. Могилева” началась в 1972 году, когда на пр. Шмидта была открыта средняя общеобразовательная школа № 30. В 1996 году на базе школы открыта национальная гимназия с общественно – гуманитарным профилем, в 2006 году она переименована в гимназию № 4. В 2011 году успешно прошла государственную аккредитацию и в 2015, 2020 годах подтвердила свой статус гимназии.
Обучение осуществляется на русском языке. Изучаются иностранные языки: английский и китайский. Развитие образовательного процесса в гимназии характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования, обусловленные приоритетами государственной образовательной политики.
Гимназия осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, Уставом гимназии и другими нормативными правовыми документами и локальными актами.
Государственное учреждение образования «Гимназия № 4 г. Могилева» представляет собой учебный комплекс, где создана хорошая учебно-материальная база и комфортные условия для гармоничного развития личности обучающихся и профессионального роста учителя.
Образовательный процесс в государственном учреждении образования «Гимназия № 4 г. Могилева» осуществляется в режиме шестидневной школьной недели, которая включает пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной и иных воспитательных мероприятий. В шестой школьный день организована работа объединений по интересам, проводятся факультативные занятия с учащимися X-XI классов, оказываются дополнительные образовательные услуги на платной основе.
Исходя из динамики численности учащихся гимназии за последние годы, очевиден рост количества обучающихся (2021/2022- 1006 учащихся, 2022/2023 – 1061 учащийся), средняя наполняемость классов 27 человек.
С целью обеспечения образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей, возможностей, потребностей учащихся в гимназии организовано профильное обучение в X-XI классах, где учебные предметы изучаются на повышенном уровне («Английский язык», «Русский язык», «Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «История Беларуси»). На повышенном уровне в VIII-IX классах изучается учебный предмет «Английский язык».
С 2017 года в гимназии введено изучение учебного предмета «Китайский язык» (в 2019/2020- 69 учащихся III-V классов, в 2020/2021- 78 учащихся III-VI, 2021/2022 учебном году 92 учащихся III-VII классов, в 2022/2023 учебном году 91 учащийся IV-VIII классов). С сентября 2020 года гимназия стала Центром изучения китайского языка (Центром Конфуция) при Белорусском Государственном университете.
Ежегодно учащиеся показывают хорошие результаты ЦТ (средний балл в 2022 году – 60,0). Более 92% выпускников гимназии поступают в учреждения образования для получения высшего образования.
В 2022/2023 учебном году учебный процесс в гимназии осуществляют 82 педагогических работника, имеющих высшее образование. Из них: 5 руководителей, 16 учителей начальных классов, 49 учителей, которые преподают отдельные предметы, 5 воспитателей, 2 педагога – организатора, 1 педагог – психолог, 2 социальных педагога, 1 библиотекарь. Педагогический стаж от 15 и выше имеют 59 педагогов (72 %). В текущем учебном году педагогов с высшей категорией – 41 человек, что составляет 50 % от общего количества педагогических работников, с первой категорией – 33 (41%), со второй категорией- 2 (2 %), без категории- 5 (6 %). Ежегодно педагоги гимназии награждаются почётными грамотами Управления по образованию Могилевского горисполкома, Главного управления по образованию Могилевского облисполкома, Благодарственными письмами Могилевского городского и областного Советов депутатов. В 2022 году два педагога награждены Грамотой Министерства образования Республики Беларусь.
В 2022/2023 учебном году было создано 6 предметных учебно-методических объединений, 2 учебно-методических объединения классных руководителей. С сентября 2021 года гимназия стала инновационной площадкой по реализации инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта».
В 2022/2023 учебном году продолжил работу постоянно действующий психолого-педагогический семинар для участников реализации республиканского инновационного проекта «Формирование и развитие навыков самообразования учащихся на основе использования методов стратегии форсайта», постоянно действующий семинар «Совершенствование системы работы с одаренными учащимися по подготовке к участию в республиканской олимпиаде по учебным предметам», постоянно действующий семинар для руководителей методических объединений «Научно-методическое сопровождение образовательного процесса на I,II и III ступенях общего среднего образования».
Активизирована работа учителей гимназии по обобщению и распространению эффективной педагогической практики, продолжена практика трансляции педагогического опыта через публикации в методических изданиях.
Организована работа клуба ЮНЕСКО «Этносфера», члены которого принимают участие в различных интеллектуальных, творческих и социальных проектах; объединений по интересам «Юные краеведы», «Равный равному», «Юные защитники», «Пой со мной», «Маленькие роли», «Волейбол», ДПИ «Колер», ОФП «Быстрый, ловкий, умелый», исследовательских обществ «Умники и умницы» и др.
Ежегодно учащиеся гимназии участвуют в интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, творческих конкурсах.
Результативность участия учащихся гимназии в олимпиадном движении можно представить в следующей таблице:
этап |
2019/2020 |
2020/2021 |
2021/2022 |
|||
Количество участников |
Количество дипломов |
Количество участников |
Количество дипломов |
Количество участников |
Количество дипломов |
|
Второй этап |
71 |
34 (48%) |
57 |
24 (41%) |
54 |
25 (46,3%) |
Третий этап |
16 |
6 (37,5%) |
16 |
9 (56,3%) |
12 |
7 (58, 3%) |
Заключительный этап |
2 |
2 (100%) |
1 |
0 |
6 |
3 (50%) |
Городская олимпиада |
- |
- |
116 |
82 (70,7%) |
127 |
75 (59%) |
Идеологическая и воспитательная работа в гимназии строится на основании Кодекса об образовании РБ, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ на 2021-2025 гг.
Воспитательные задачи реализовываются на основе выполнения программы воспитания. Формированию активной жизненной позиции учащейся молодежи способствует деятельность гимназической организация ОО «БРПО», существующей в гимназии с 1991 года. Она насчитывает в своих рядах 535 человек.
Одной из важнейших задач воспитательной работы является организация внеурочной занятости учащихся. В гимназии работают объединения по интересам туристско-краеведческой, спортивной, социально-педагогической направленности. Налажено сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, спортивными школами.
Одним из направлений деятельности гимназии является развитие международного сотрудничества.
В ноябре 2017 года на базе гимназии состоялся первый Международный съезд школьников города Могилева и города Чаньша, провинция Хунань, КНР. В рамках взаимодействия в течение двух лет прошел ряд совместных мероприятий с участием китайских школьников, студентов и педагогов.
В сентябре 2018 года также был подписан договор о сотрудничестве гимназии и Могилевским филиалом Республиканской научно-технической библиотеки, на базе которой посольством США была организована работа информационно-образовательного центра Mogilev InfoUSA («Все о США»).
Государственное учреждение образования «Гимназия №4 г. Могилева» работает устойчиво, обеспечивая заявленное качество образования. Результаты обучения соответствуют требованиям государственных стандартов. Достижения учащихся и педагогов подтверждают, что содержание и направление деятельности учреждения, его программно-методическое обеспечение, кадровый состав, образовательная стратегия соответствуют уровню и статусу гимназии и имеют дальнейшие перспективы развития.