Наркотики и психотропные вещества

 

 


№ п.п.

Дата

Мероприятия

Категория

1

24.02.2021

Распространение памятки «10 причин сказать «НЕТ» наркотикам»

Учащиеся

25.02.2021

Встреча с УИ ИДН РОВД Октябрьского района г.Могилёва. Беседа профилактического характера, о недопустимости употребления наркотиков. Разъяснение ответственности по ст.328 УК Республики Беларусь.

Учащиеся 9-10 классов

3

26.02.2021

Демонстрация видеофильма «О вреде наркотиков»

Учащиеся 8 классов

4

01.03.2021

Демонстрация видеофильма «Смертельная вечеринка»

Учащиеся 10 классов

5

02.03.2021

Викторина «30 вопросов о наркотиках»

Учащиеся 10 классов

6

03.03.2021

Распространение памятки «Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в состоянии наркотического опьянения»

Педагогический коллектив

7

04.03.2021

Встреча с врачом наркологом в УЗ «Могилёвский областной наркологический диспансер»

Учащиеся
10 «А» класса

8

05.03.2021

Демонстрация видеофильма «О вреде наркотиков»

Учащиеся 11 классов

 

 1. Вопрос: Как развивается пристрастие к наркотикам?
Ответ: Пристрастие к наркотикам развивается двумя путями.
Первый путь - по неведению, в результате неправильного приема назначенного врачом наркотического вещества или самолечения по совету некомпетентных лиц.
Второй путь – сознательное употребление наркотиков, т.е. появляется желание испытать еще незнакомое острое ощущение, подражать тем, кто уже употребляет эти вещества, желание на время уйти от каких-либо тяжелых жизненных ситуаций; почувствовать состояние невесомости, блаженства.
 2. Вопрос: Может ли возникнуть зависимость от наркотиков с первого раза?
Ответ: Да, может. Вы должны понимать, что недопустима даже однократная проба наркотика! Наркотики очень коварны. Иногда желание принять наркотик проявляется в сознании в замаскированном виде, как мысль: «А что, может быть, мне проверить себя, испытать силу воли?» Или мысль: «Только один раз - ведь я же перестал его принимать, не буду и теперь, то­лько один раз попробую...». И болезнь из скрытой формы переходит в явную. Человек возобновляет прием наркотиков.
 3. Вопрос: Какие наркотики существуют?
Ответ: Существует несколько классов наркотических веществ, различающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Наркотики – препараты растительного или искусственного происхождения. К ним относятся опий, морфий, героин, кокаин, гашиш, некоторые снотворные средства и др.
Некоторые наркоманы употребляют дозы наркотиков, в 10 раз превышающие допустимые для использования с лечебной целью. Со временем формируется психическая, а затем и физическая зависимость от наркотических веществ с неодолимым влечением к ним.
 4. Вопрос. Как проявляется зависимость от наркотиков?
Ответ:  входе потребления наркотиков у человека появляется зависимость, т.е. желание и необходимость их регулярного приема. Различают 2 вида зависимости:
психическая зависимость - это состояние, при котором чувство удовлетворения, вызываемое потреблением наркотиков, требует периодического повторения, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта. Проще говоря, в ходе осознанного потребления наркотиков человек привыкает получать удовольствие, либо «отключаться» от проблем, снимать напряжение, стресс и т.д.;
физическая зависимость - это состояние, когда прекращение приема какого-либо средства вызывает интенсивное физическое расстройство организма (абстинентный синдром). Иначе говоря, наступает момент, когда употребление наркотиков становится необходимым для деятельности центральной нервной системы и ряда внутренних органов, несмотря на нежелание их приёма.
 5. Вопрос: Как влияет на организм систематическое употребление наркотиков?        
Ответ: систематическое употребление наркотиков приводит к резкому истощению организма, изменению обмена веществ, психологическим расстройствам, ухудшению памяти, появлению стойких бредовых идей, к проявлениям, подобным шизофрении, деградации личности, бесплодию. Общая деградация личности наступает в 15—20 раз быстрее, чем при злоупотреблении алкоголем. Лечить от наркомании очень сложно, лучший вариант – даже не пробовать наркотики.
 6. Вопрос: Как проявляется физическая зависимость к наркотикам?
Ответ: Включение принимаемых наркотических препаратов в обмен веществ организма заставляет индивида физически невыносимо страдать в случае отсутствия очередной дозы наркотического средства, психотропного, сильнодействующего, одурманивающего или токсического вещества.
 7. Вопрос. В каком возрасте чаще всего начинают употреблять наркотики?
Ответ: Наиболее критичный возраст, когда чаще всего употребляют или экспериментируют - 14 лет.
 8. Вопрос: Что делать если педагог обнаружил наркотики в учреждении образования?
Ответ:
 Действия при обнаружении наркотиков:
-Вызвать милицию!  
-Не дотрагиваться до упаковок с наркотиками, чтобы можно было снять отпечатки пальцев и провести экспертизу.
-Обеспечить охрану наркотиков и задержанных до прибытия сотрудников правоохранительных органов.
-Установить возможных свидетелей и очевидцев.
 9. Вопрос: Как оценивает закон изготовление и распространение наркотиков?
Ответ: в Республике Беларусь потребление наркотиков не является наказуемым, однако сопутствующие этому деяния (хранение, приобретение и иные) попадают под действие Уголовного кодекса Республики Беларусь:
хищение  наркотических   средств,   психотропных  веществ   либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ;
незаконный оборот наркотиков (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо прекурсоров с целью изготовления таких средств или веществ) как с целью их сбыта, так и без цели сбыта;
посев или выращивание запрещённых к возделыванию растений и грибов с целью сбыта или изготовления наркотических средств;
нарушение правил обращения с наркотиками (правил производства, переработки, хранения, учёта, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения   наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлёкшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов);
склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ;
организация либо содержание притонов для потребления наркотиков (т.е. предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, а также организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание);
подделка рецептов с целью незаконного приобретения в аптеках наркосодержащих медпрепаратов.
 10. Вопрос: Какие действия с наркотиками являются преступными?
Ответ: Выдержки из статей Уголовного Кодекса Республики Беларусь, регламентирующие ответственность за:
Статья 327. Хищение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
1. Хищение наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров –наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Тоже действие, совершенное повторно, либо группой лиц, либо лицом, которому указанные средства вверены в связи с его служебным положением, профессиональной деятельностью или под охрану, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 328, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, –наказывается лишением свободы на срок от трёх до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные путём разбоя или вымогательства, либо организованной группой, либо в крупном размере, – наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание:
1. Под наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства и вещества, а также препараты, их содержащие, включённые в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих государственному контролю в Республике Беларусь, за исключением перечисленных в таблице 2 «Химические вещества, которые могут быть использованы в процессе изготовления наркотических средств или психотропных веществ» списка прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ данного Перечня.
2. Под особо опасными наркотическими средствами или психотропными веществами в статьях настоящего Кодекса понимаются средства или вещества, включённые в список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, не используемых в медицинских целях, или список особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, разрешённых к контролируемому обороту, указанного Перечня.
Статья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров –наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров – наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327–329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей или в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий –
наказываются лишением свободы на срок от восьми до тринадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
4. Действия, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, –
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Примечание.
Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путём, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Статья 329. Посев или выращивание запрещённых к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
1. Посев или выращивание в целях сбыта или изготовления наркотических средств, психотропных веществ запрещённых к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, –
наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трёх лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 и 331 настоящего Кодекса, –наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трёх до семи лет.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Статья 330. Нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами
Нарушение правил производства, переработки, хранения, учёта, отпуска, реализации, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров, либо инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, совершенное лицом, обязанным соблюдать указанные правила, повлекшее по неосторожности утрату или расхищение названных средств, веществ или предметов, – наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения.
Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ –
наказывается арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
2. Тоже действие, совершенное в отношении двух или более лиц, либо несовершеннолетнего, либо с применением насилия, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327, 328 или 329 настоящего Кодекса, а равно склонение к потреблению особо опасных наркотических средств или психотропных веществ –наказываются лишением свободы на срок от трёх до десяти лет.
Статья 332. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических или иных одурманивающих средств
1. Предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, –наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет.
2. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ или других средств, вызывающих одурманивание, –наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
 11. Вопрос. Какое наказание предусмотрено законодательством Республики Беларусь в сфере незаконного оборота наркотиков?
Ответ: За преступления в сфере незаконного оборота наркотиков применяется широкий спектр основных наказаний:
штраф;
арест(санкции до шести месяцев);
исправительные работы (санкции до двух лет);
ограничение свободы (санкции до пяти лет);
лишение свободы (санкции от двух до пятнадцати лет).
 12. Вопрос. Каковы признаки наркотического опьянения?
Ответ. В условиях широкого распространения наркомании каждому современному человеку не только полезно, но и необходимо знать признаки наркотического опьянения, чтобы вовремя обнаружить их у  кого-либо из окружающих. Это позволит более правильно оценивать та­ких людей и более рационально строить с ними отноше­ния (к примеру, решая такой вопрос: можно ли доверять данному человеку?). Особенно необходимо это знание учителям и родителям.
Неожиданные изменения направленности интересов
подростками круга его общения, не связанные с объективными причинами (переходом в другую школу, переездом в другую местность) в сочетании с появле­нием друзей или подруг, о которых вы ранее не зна­ли.
Странные особенности поведения: периодически и без видимых причин чрезмерная возбуждённость или заторможенность, агрессивность или пассивность, колебания настроения.
Изменения внешнего облика: возросшая неряшливость, непонятный запах от одежды, волос, кожи лица, рук, изо рта. Особенно выдают человека, кото­рый употребляет наркотики, глаза: их блеск или затуманенность, суженные зрачки, мало реагирующие на изменение освещённости. Появление у подростков различных предметов, которых вы ранее не видели: упаковки от таблеток; ампулы; кусочки фольги; чайная ложечка в его вещах или чужие чайные ложечки в доме, обычно с закопчённой внешней стороной; а так же носимые с собой предметы, которые могут быть использованы в каче­стве жгута (резинка, провод, пояс, ремень и т.д.); кусочки каких-то растений.
Признаки «лекарственной» заинтересованности подро­стков: исчезновение из домашней аптечки некото­рых препаратов (димедрол, тазепам и т.д.), а также повышенный интерес к средствам бытовой химии (разного рода клеи, бензин, ацетон и др.);признака­ми наркотической заинтересованности подростка являются также появляющиеся в его речи специфические слова, список которых приводится ниже. Появление таких слов в речи ребёнка, подростка, в частности, в его разговорах с товарищами, должно насто­раживать взрослых.
 13. Вопрос: Что делать если у учащегося проявляются признаки наркотического опьянения?
Ответ: Оказать своевременную помощь
Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:
Удалить учащегося из учебного класса, изолировать от учащихся учебной группы.
Немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования и родителей.
Связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел.
Важно корректно обращаться с учащимся, так как, возможно, ему/ей необходима поддержка понимание взрослого и помощь специалиста.
При признаках передозировки наркотиков необходимо:
Вызвать скорую помощь.
Повернуть на бок.
Очистить дыхательные пути.
Следить за состоянием дыхания.
При частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту произвести искусственное дыхание.
 14. Вопрос: Как защитить детей от наркомании?
Ответ: Быть внимательными к ним, разделять и понимать их интерес.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Наркомания — это проблема нынешнего поколения. Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять своё мнение. Лучшим иммунитетом к наркотикам является оптимистическая, активная, целеустремлённая и конструктивная жизненная позиция.
Больше говорите с детьми
Слушайте их
Будьте тверды и последовательны
Поставьте себя на их место
Расскажите им о себе
Формируйте у детей ясные представления о добре и зле
Рассказывайте им о вреде наркотиков
Помогайте им ставить перед собой конкретные цели
Будьте примером
Делайте что-нибудь вместе
Будьте с ними
Основные правила воспитания личности, независимой от наркотиков
Создавайте в своей семье атмосферу любви и доверия, чтобы ребёнок мог обратиться к Вам за помощью.
Содействуйте укреплению чувства самоуважения и адекватной самооценки у ребёнка. Дети с адекватной самооценкой с меньшей вероятностью могут стать жертвами наркомании.
Определите ясные и справедливые правила жизни, будьте последовательны в договорённостях. Противоречивые и несправедливые требования родителей часто приносят боль ребёнку и подталкивают к поискам «обезболивания».
Поддержка, похвала и конструктивная критика дают значительно больше, чем наказание или постоянные придирки. Наказания, несправедливые обвинения, упрёки, оскорбления отталкивают от вас ребёнка.
Содействуйте инициативе, самостоятельности ребёнка. Возлагайте на него посильную ответственность за поступки, жизнь и здоровье.
Содействуйте разнообразию контактов и интересов ребёнка (друзья, спортивные секции, общественные молодёжные организации, хобби). Насыщенная жизнь, творческая деятельность ребёнка позволит ему мечтать, общаться, радоваться своим успехам.
 15. Вопрос: Как поступить при обнаружении признаков употребления наркотических веществ обучающимся во время учебных занятий?
Ответ: Необходимо обратиться за скорой медицинской помощью.
 16. Вопрос. Имеет ли право представитель учебного заведения проводить осмотр личных вещей обучающегося при подозрении хранения наркотических веществ?
Ответ: Нет. Необходимо сообщить в милицию или в следственный комитет.
 17. Вопрос. Какие самые распространённые психотропные вещества на данный момент популярны в молодёжной среде? И как снизить доступность таких веществ?
Ответ: Сейчас самые распространённые – это амфетамин, так называемые спайсы и опий.
 18. Вопрос. Может ли вызвать наркотическую зависимость частое употребление энергетических напитков?
Ответ: Может быть зависимость от энергетических напитков, но она –  не наркотическая.
 19. Вопрос. Какова мотивация отказа от употребления наркотиков?
Ответ: Наиболее эффективная мотивация персональная, индивидуальная. Лучше установить в процессе общения наркопотребителя  со специалистом. Акцент делается  на связи имеющихся нарушений со стороны здоровья или социальных проблем на связи    со специалистом.
 20. Вопрос. Как поступить, если подозреваешь, что учащийся употребляет наркотики?
Ответ. Понаблюдать, отметить изменения в поведении. Побеседовать с друзьями и др. близкими. В корректной форме проинформировать законных представителей, посоветовать им как себя вести:
-Не читайте мораль и ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его
-Поддержите Вашего ребёнка, проявив понимание и заботу
-Не пытайтесь справиться с бедой сами – обратитесь к специалистам
 21. Вопрос. Как корректно поставить в известность родителей об употреблении наркотических средств их ребёнком?
Ответ: Желательно направить родителей на консультацию к врачу наркологу.
 22. Вопрос. Как родителям объяснить ребёнку, что он будет подвергнут тест-проверке при малейшем подозрении на употребление наркотиков?
Ответ. Тест-проверка – это не недоверие. В разумных пределах контролировать действия своего ребёнка – законное право и обязанность родителей.
 23. Вопрос. Если родители совершеннолетнего отказываются лечить его, боятся обратиться к наркологу за помощью, а у человека, по всей видимости, уже зависимость?
Ответ: Выяснить, желает ли сам совершеннолетний. Необходимо работать с ним.  Согласие родителей не требуется
 24. Вопрос. Что необходимо делать для повышения эффективности работы по профилактике наркозависимости среди учащихся?
Ответ. Отдавать предпочтение тем методам профилактики, которые доказали свою эффективность.
Проводить постоянный мониторинг употребления ПАВ в учебных учреждениях с использованием единых стандартизированных методик и, используя данные мониторинга, оценивать эффективность профилактических интервенций;
Организовать обучение специалистов (педагогов, психологов, медицинских работников) методам проведения профилактической работы;
Разработать научно обоснованные стандартизированные программы профилактики, состоящие из цикла тренинговых занятий и провести обучение специалистов проведению этих программ.
 25. Вопрос: Подскажите, пожалуйста, с чего начинать профилактику наркомании с подростками (молодыми людьми?)
Ответ: Традиционно профилактика делиться на три уровня: первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика определяется как мероприятия, направленные на предупреждение начала употребления психоактивных веществ или увеличение возраста начала их употребления. Вторичная профилактика включает мероприятия по предотвращению проблемного употребления психоактивных веществ(ПАВ) на ранних стадиях их употребления  с целью уменьшения степени повреждений у индивидуума. Третичная профилактика направлена на прерывание зависимости и минимизацию проблем при злоупотреблении ПАВ.  Данный вид профилактики имеет целью помочь индивидууму достигнуть и поддерживать улучшенный уровень функционирования и здоровья. В понятие третичной профилактики включены реабилитация предотвращение рецидивов. Третичная профилактика и лечение лиц с зависимостью являются близкими вмешательствами, в связи с этим истинно профилактические вмешательства правильнее было бы рассматривать только как первичную и вторичную профилактику.
 26. Вопрос: Существуют ли эффективные профилактические программы?
Ответ: В течение последних двух десятилетий были также сформулированы основные принципы построения эффективных профилактических программ, к числу этих принципов относят следующие:
1.Профилактическая работа должна быть построена таким образом, чтобы усиливать «защитные факторы» и способствовать ликвидации или уменьшению известных «факторов риска».
2.Профилактическая работа должна быть нацелена на все формы злоупотребления психоактивными  веществами, включая употребление табака и алкоголя.
3.Профилактическая работа должна включать:
-обучение навыкам отказа от наркотиков в ситуациях, когда их предлагают;
-меры по усилению личных убеждений против применения наркотиков и негативного отношения к употреблению наркотиков;
-обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми).
4.В профилактической работе для подростков предпочтение должно отдаваться интерактивным способам обучения (например – моделированию ситуаций, ролевым играм, дискуссиям, обратной связи и т.д.), а не дидактическим информационно-образовательным методам.
5.Профилактическая работа должна вестись с родителями (например, по информированию о наркотиках и их неблагоприятных эффектах), что создаёт возможность внутрисемейных обсуждений, посвящённых разрешённым и запрещённым законом препаратам, и способствует выработке чёткой тактики в отношении их использования в самих семьях.
6.Профилактическая работа должна быть долгосрочной, предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта.
7.Профилактическая работа должна  соответствовать возрастным категориям учащихся.
8.Профилактическая работа, направленная на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на родителей или только на детей.
Необходимо выбрать подходы и эффективно их комбинировать.
Основные подходы профилактической работы:
Предоставление информации: знания о негативных последствиях энергопотребления.  Стратегия запугивания, сознательного вызывания страха не всегда эффективна, так как срабатывает психологический механизм вытеснения, негативная информация стирается из памяти.
Эмоциональное обучение:  преодоление эмоциональных и личных проблем, повышение коммуникативной компетентности, работа с низкой самооценкой, неразвитой способностью к сопереживанию (эмпатией), «запретом на эмоции».
Поведенческий подход:   формирование жизненных навыков и умений противостоять употреблению наркотиков, повышение устойчивости к негативным социальным влияниям и индивидуальной компетентности. 
Предоставление альтернативы: развитие альтернативных социальных программ, где молодёжь может реализовать стремление к риску, поведенческую и творческую активность(организованный досуг, клубы, путешествия, подходы, творчество, спорт).
Укрепление здоровья:  сочетание личного выбора и социальной ответственности за собственное здоровье, обучение здоровому жизненному стилю.
 27. Вопрос: Какие методы наиболее эффективны в ходе профилактической работы?
Ответ: Интерактивные, т.е. диалоговые методы обучения. Интерактивные методы помогают обсудить в группе актуальные вопросы, обменяться мнениями и опытом, совместно найти  решение, выработать новые модели поведения.
Ролевая игра.  Участники моделируют проблемную ситуацию, играют роли, находят эффективный способ решения проблемы, анализируют разнообразные модели поведения, осознают свои чувства и мотивы поступков.
Анализ жизненных ситуаций.  Участники диагностируют и анализируют проблемные ситуации, предлагают способы решения, оценивают предпринятые действия и их последствия.
Мозговой штурм. Поощрение креативного мышления, генерация идей без анализа, обсуждения и оценок. Правила проведения: отсутствие критики, поощрение всех идей, равноправие участников, свобода ассоциаций, запись всех идей словами участников без уточнений и изменений, время на обдумывание идей в завершении.
Дискуссия. Свободный обмен знаниями, идеями, мнениями по определённой теме. Необходимо определить временные рамки, вопрос обсуждения, цель, достичь консенсуса, выработать рекомендации, рассмотреть предмет с разных точек зрения, обеспечить безопасную атмосферу, возможность высказаться каждому участнику, подвести итог.
Интерактивная игра. Организованное социальное взаимодействие участников, изменение индивидуальной модели поведения, приобретение нового опыта, понимания и отношения, возможность анализа действий.
 28. Вопрос: Как организована работа Республиканского общественного объединения  «Матери против наркотиков»?
Ответ: С 2000 года организовано оказание профессиональной консультативной психологической помощи в офисе РОО «Матери против наркотиков» наркозависимым и их близким, а также в офисах региональных отделений.  РОО «Матери против наркотиков» выигран Грант «Профилактика и лечение ВИЧ/СПИДа в Республике Беларусь и осуществляется обучение профессии, организуются группы самопомощи, вносятся изменения в законодательство по наказанию впервые задержанных за хранение наркотических средств, разрабатываются гранты для реабилитационных центров, проводится первичная профилактика наркомании в учреждениях образования.
На базе РОО «Матери против наркотиков» с 2000 года создана первая в стране телефонная «горячая линия» по проблеме наркомании и ВИЧ/СПИДа. Горячие линии функционируют и в региональных отделениях  Создан первый сайт по проблеме наркомании (www.narkotiki.by)
 29. Вопрос. Куда обратиться, если Вы столкнулись с проблемами наркомании и алкоголизма?
Ответ: Если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые столкнулись с проблемами наркомании или алкоголизма, Вам следует обратиться к врачу-наркологу  по месту Вашего жительства. Он сможет предоставить Вам всю необходимую информацию о государственных и коммерческих организациях здравоохранения, оказывающих помощь в лечении данных заболеваний.
В Министерстве внутренних дел существует специальное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники, осуществляющие борьбу с наркоманией и наркопреступностью. 
Более подробно о противодействии наркомании и наркопреступности Вы можете прочитать здесь http://mvd.gov.by )
 30. Вопрос. Куда обратиться, по вопросу получения лечения при  наркомании и алкоголизме?
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Адрес: 212008, г. Могилёв,   переулок 4-й Мечникова, д. 17
Е-mail: mond@mond.by
Регистратура: 8-0222-63-06-65
Приёмная: 8-0222-63-07-54
Горячая линия: 8-0222-63-77-25

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
запах алкоголя изо рта;
затруднения при сохранении равновесия;
нарушения речи;
выраженное изменение окраски кожных покровов лица; - покраснение глаз, сужение или расширение зрачков глаз; - шатающаяся походка.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
беспричинное возбуждение, вялость;
нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания; - уходы из дома;
пропуски занятий без уважительных причин;
бессонница или сонливость;
частая и резкая смена настроения;
изменение круга общения (лица асоциальной направленности, взрослые совершеннолетние лица);
снижение успеваемости в учебном заведении;
наличие долгов;
появление значительных сумм карманных денег;
совершение краж и (или) мелких хищений;
частое вранье, изворотливость, лживость;
проявление повышенного интереса и осведомленности о психоактивных веществах.
ОЧЕВИДНЫЕ ПРИЗНАКИ:
следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;
бумажные и денежные купюры, свернутые в трубочку;
капсулы, пузырьки, жестяные банки;
наличие лекарств снотворного или успокоительного действия; - папиросы в пачках из-под сигарет.
1. Несовершеннолетние, употребляющие спиртные напитки, наркотические средства, психотропные либо иные одурманивающие вещества, выявляются учреждениями образования по месту учебы несовершеннолетних, организациями здравоохранения при проведении обследования и лечения несовершеннолетних, сотрудниками отдела внутренних дел, комиссией по делам несовершеннолетних и др.
2. Достаточными основаниями полагать, что несовершеннолетний находится В состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, являются:
любые утверждения, что учащийся употребил алкогольные, слабоалкогольные напитки или пиво,    наркотические   средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества;
наличие запаха алкоголя изо рта несовершеннолетнего, выраженного растительного и (или) химического запаха от его одежды; нарушение речи, походки, способности сохранять равновесие;
двигательная расторможенность или заторможенность;
необычное поведение, необъяснимое внешними обстоятельствами;
нарушение словесного контакта; 
странные высказывания, не согласующиеся с реальными обстоятельствами.
Учреждения образования
1. При выявлении несовершеннолетнего, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, сообщают медицинскому работнику учреждения образования.
2. Незамедлительно информируют руководителя учреждения образования и законных представителей несовершеннолетнего.
3. В случае получения объективной информации о нахождении несовершеннолетнего в состоянии опьянения сообщают в отдел внутренних дел райисполкома посредством телефонного звонка на спецлинию «102».
4. Направляют письменную информацию в психонаркологический диспансер учреждения здравоохранения «Речицкая центральная районная больница».
Инспекция по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел
1. Уведомляет законных представителей о факте доставления несовершеннолетнего в отдел внутренних дел райисполкома.
2. Доставляет несовершеннолетних на освидетельствование на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
освидетельствование может проводится в инспекции по делам несовершеннолетних с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, в порядке, определяемом изготовителем приборов в соответствии с законодательством.
3. Оформляют в соответствии с действующим законодательством отказ несовершеннолетнего от прохождения медицинского освидетельствования.
4. В случае выявления на большой удаленности от районного центра несовершеннолетнего, находящегося. В состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, руководствуется принципом целесообразности доставки несовершеннолетнего на освидетельствование, подтверждает факт нахождения несовершеннолетнего в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения согласно действующего законодательства.
5. Передает законным представителям либо совершеннолетним лицам (с согласия законных представителей) несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения (под расписку),
Учреждение здравоохранения
«Речицкая центральная районная больница»
1. Проводит освидетельствования несовершеннолетних на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
2. При доставлении в приемное отделение несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, незамедлительно информирует отдел внутренних дел и психонаркологический диспансер.
3. В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, при проведении профилактических медицинских осмотров, сообщает в отдел внутренних дел райисполкома посредством телефонного звонка на спецлинию « 102»,
Примечание. Классные руководители, кураторы, специалисты социально-педагогической и психологической службы учреждений образования (при осуществлении социально педагогической поддержки обучающихся и оказании им психологической помощи), сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних (при организации работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), медицинские работники (при проведении профилактических осмотров) сообщают несовершеннолетним и законным представителям контактные телефоны и адрес подросткового наркологического кабинета а также Центра, дружественного подросткам «Гармония».

 

Вид ПАВ

Прямые признаки употребления

Косвенные признаки употребления

Действие на человека

Поведение

Марихуана, «Спайс»

Покраснение лица, глаз расширенные зрачки, сухость во рту, повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, жажда, тяга к сладкому

Приступы смеха, веселости, которые могут сменяться тревогой, испугом, выраженная потребность двигаться, ощущение «невесомости», неудержимая болтливость, изменение восприятия пространства, времени, звука, цвета

Наличие окурков, свернутых вручную, тяжелый травяной «запах» от одежды, частые резкие, непредсказуемые смены настроения

Мак, героин, кодеин, дезоморфин

Бледность кожных покровов, резкое сужение зрачков, реакция на свет слабая, пониженное артериальное давление

Оживление или заторможенность (полуприкрытые веки, неподвижность, «клюют носом», не реагируют на внешние раздражители), «поза эмбриона», нарушение сна (отсутствие сна ночью, долгий сон утром)

Следы от уколов на руках, кистях, ногах,  наличие шприцов, игл, закопченных ложек, прожженная сигаретами одежда, темные очки, одежда с длинными рукавами, похудание, неряшливость, внешний вид нездорового человека, пропажа денег, ценностей, потеря прежних интересов, перепады настроения, различного рода противоправные действия, лживость

Амфетамин, кокаин

Бледные кончик и крылья носа и слизистых, иногда покраснение лица, расширенные зрачки, воспаление конъюнктивы, повышение артериального давления, учащенный пульс, повышенная температура, повышенный аппетит

Состояние повышенной активности, самоуверенности, оживление, быстрая речь,  маниакальность, гневливость

Наличие пакетиков с остатками белого порошка, бессонница, повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой активностью, частые резкие, непредсказуемые смены настроения.

Экстази

Покраснение лица, глаз расширенные зрачки,  повышение артериального давления, учащение пульса, повышенный аппетит, повышение температуры, потливость, нарушение сердечного ритма, отсутствие аппетита

Состояние безмятежного счастья, чувство эмоциональной близости и  любви к окружающим, повышенная активность, потребность постоянно двигаться

Наличие разноцветных таблеток или капсул, во время «кайфа» потребление большого количества жидкости, беспричинная депрессия, нарушение сна.

 

КАКОЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ НАЧАТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ?
Почти всем подросткам хотя бы один раз в жизни предлагают что-нибудь попробовать. Часть отказывается, другая часть ограничивается однократной пробой или редким употреблением с друзьями, но некоторые переходят к постоянному приему.
Если ребенок стал наркоманом, то у этого есть свои причины. Ни одна зависимость не развивается на пустом месте, ей предшествует одна или сразу несколько внутренних проблем. Если родители своевременно признают их наличие и устраняют, то зависимость, вполне вероятно, уже не разовьется.
К основным причинам, стимулирующим подростка к употреблению запрещенных веществ, относятся:

  • Конфликты в семье.
  • Чрезмерный контроль со стороны родителей.
  • Зависимое поведение.
  • Отсутствие стремлений и стимулов к другой деятельности.
  • Неуверенность в своих силах.
  • Влияние сверстников.

В некоторых случаях развитию пристрастия к наркотикам способствует один фактор, но чаще – сочетание сразу нескольких.

 

ПРОБЛЕМЫ ДОМА
Конфликты в семье – один из самых опасных психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрастах. Наверное, нет ни одного дома, где никогда бы не было никаких ссор. Даже более того – попытка сокрыть взрослыми наличие проблем от своих детей приведет к формированию инфантильной личности. Провоцировать развитие зависимости могут достаточно серьезные негативные обстоятельства, среди которых:
Домашнее насилие. «Бьет – значит, любит» – довольно глупое выражение. Если кто-либо из домашних, не всегда это отец семейства, прикладывает силу к своим близким, это навсегда оставляет отпечаток в мировосприятии ребенка. Хуже всего, если сила прикладывается к самому ребенку. Чувство дискомфорта и опасности дома у ребенка навсегда оставляет след в психике. Наркотики дают ощущение спокойствия и умиротворенности, чем и привлекают к себе.
Постоянные конфликты. Насилие может быть не только физическим, но и психологическим. Как ни странно, но в этом аспекте больше преуспели женщины. «Капать на мозги» и «пилить» иногда любят не только своих супругов, но и подросших сыновей/внуков/братьев. Немалую роль играют измены родителей, их постоянные ссоры и скандалы. В итоге ребенок пытается скрыться от постоянного стресса, ища в запрещенных веществах кайф.
Болезненный развод родителей. Насилие, конфликты и развод – тесно связанные понятия. Но при разводе ребенок лишается ощущения полноценной семьи. Не так страшно, если супруги разводятся без конфликтов пока их дети совсем маленькие или уже взрослые. Гораздо хуже, если все это происходит на глазах ребенка, который уже все понимает, но еще ничего не может сделать, и сопровождается сильным скандалом.
Тяжелые заболевания у родителей, близких родственников, их смерть. Тяжелая болезнь или смерть близких даже закаленным жизнью взрослым дается с трудом. Тем более это все болезненно воспринимается ребенком, для которого семья – единственный источник физической и эмоциональной безопасности. Употреблять начинают, чтобы на время забыть о своих болезненных переживаниях и почувствовать себя нормально.
Наличие зависимости у кого-либо из родственников. Дурной пример заразителен. Да, в некоторых случаях лицезрение обдолбанного мужа двоюродной тети навсегда отбивает у ребенка желание пить, курить и употреблять наркотики. Но хуже дела обстоят, если от зависимости страдают близкие родственники. Отец, старший брат, дядя, крестный и все, кто становится примером для подрастающего мальчика, могут заложить в него неправильное представление о мужественности. Еще хуже, если они сами начинают подталкивать подростка к употреблению.
Отсутствие близких взаимоотношений с родителями. В силу недостаточной заинтересованности в воспитании своих детей или просто нехватки времени, ребенок может страдать от дефицита внимания. Компенсировать это все удается при помощи наркомании.
НЕУСТАННЫЙ КОНТРОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
«Обязательно мне звони каждый час», «Куда ты идешь? Скажи мне телефоны всех своих друзей», «К 9 будь дома». Конечно, родители переживают за своих детей и таким образом проявляют заботу. Вот только ребенку от этого не всегда хорошо. Постоянный контроль и неустанная опека приводят или к развитию инфантильной личности, неспособной рассчитывать на свои силы, или к протесту. Хорошо если протест будет выражаться в увлечении спортом или наукой и поездкой в другой город на олимпиады. Вот только чаще всего он выражается в виде суточных загулов, курения и употребления веществ – не важно, что я сделаю, главное, чтобы сам и наперекор родителям.

 

ЗАВИСИМЫЙ РЕБЕНОК
Дайте ребенку возможность самому выбирать свои увлечения, одежду и ВУЗ, в который он хочет поступить, не ограничивайте в общении со сверстниками. Постоянные ограничения приведут или, опять-таки, к желанию делать все наперекор, или неспособности делать что-либо самостоятельно. Наркотики в этом плане будут для ребенка выступать в виде шанса избавиться сразу от двух проблем: он делает это сам и родители не способны его в этом ограничить.

 

НЕТ МЕЧТЫ
Вы не задумывались, почему среди «золотой» молодежи так много правонарушителей и наркоманов? У них все есть. Им скучно. Пока ребенок из среднестатистической семьи получает как позитивные, так и негативные эмоции, преодолевая обычные жизненные трудности, дети богатых родителей получают все на блюдечке с золотой каемочкой. Как итог – скука и ощущение вседозволенности в совокупности с чувством пустоты внутри. К чему стремиться, о чем мечтать, если все и так уже есть? И по началу наркотики могут разрешить экзистенциальный кризис, подарить новые ощущения, но после первых проб они перестаю казаться такими прекрасными.

 

ПОСТОЯННАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
Зашуганный, неуверенный в себе ребенок просто не в состоянии нормально общаться с окружающим миром. Иногда чувство неуверенности взращивают родители, в других случаях – сверстники, одноклассники. Но чуть подрастая личность пытается найти что-то, что смогло бы помочь поверить в себя.
Наркотики запрещены законом, не все решаются их попробовать, даже не все могут их достать! Если я их приму, то обязательно всем докажу какой смелый. Еще хуже все будет, если для пробы попадутся психостимуляторы, которые дают ощущение собственной значимости.

 

ВЛИЯНИЕ ОКРУЖЕНИЯ
На определенном этапе родители становятся все менее и менее авторитетными в глазах детей. Их жизненную позицию и взгляды начинают формировать кумиры, сверстники, другие люди и, к сожалению, не всегда это происходит в положительном ключе. Употребление наркотиков начинается, как правило, после попадания под влияние «друзей», уговаривающих попробовать что-то новое. Страх быть отвергнутым или высмеянным приводит к тому, что подросток соглашается на употребление запрещенных веществ. Как правило, после первого раза соглашаться становится все проще, а на каком-то этапе и вовсе появляется самостоятельное желание употреблять.
Причины, по которым дети начинают употреблять наркотики
любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»);
желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т. д.;
желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим». Это может быть и способом привлечения внимания;
безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате — эксперименты от скуки.

 

РОДИТЕЛИ! ЗАДУМАЙТЕСЬ:
ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даем им жить. Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти.
ограничиваемый в своей активности ребенок не приобретает собственного жизненного опыта, не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие — нет; что можно делать, а чего следует избегать.

 

Если вы обнаружили у вашего ребенка наркотические средства, предположите самое худшее — что он пристрастился к наркотикам. Приглядитесь к его поведению. Некоторые поступки могут являться своего рода предупреждением об опасности, хотя могут отражать и нормальные возрастные изменения подростка.
Постоянно наблюдайте за поведением своего ребенка. Резкие изменения в его поведении должны насторожить вас. Незаметно проверьте, нет ли других объективных признаков употребления наркотиков. Лучше перестраховаться. Это поможет вам своевременно заметить беду, когда еще можно поправить положение.
Особенно будьте бдительны в отношении друзей вашего ребенка. Узнайте о них как можно больше. Постарайтесь увидеть или познакомиться с их родителями (например, на родительском собрании в школе). В любом случае не стесняйтесь говорить с детьми о проблемах, с которыми может столкнуться человек, потребляющий наркотики (медицинскими, нравственно-этическими, юридическими и т.п.).


ЕСЛИ ВЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ
Скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмещаться в ситуацию.
Если вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста — нарколога.
Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.