ОБЛАСТНОЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК»

 

 

Программа подготовки команды к участию в республиканской олимпиаде

по учебному предмету “Китайский язык”

 

ПРОГРАММА
по подготовке команды к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету «Китайский язык»
10 класс

  1. Восприятие и понимание иноязычной речи на слух

Восприятие и понимание на слух содержания аутентичных текстов различного характера (художественный, публицистический, информационный, прагматический и др.) в предъявлении преподавателя и в звукозаписи. Последующий контроль понимания содержания, прослушанного с разной степенью полноты, исходя из определенных коммуникативно-познавательных задач: основное содержание аудио- и видеотекстов, построенных на изученном материале и содержащих 3–4 % незнакомых слов, значение которых можно понять с помощью языковой или контекстуальной догадки; относительно полно понимать содержание текстов, построенных на изученном материале и содержащих 2–3 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться. Выполнение тестов с различными видами заданий. Виды текстов: рассказ, интервью, объявление, телефонный разговор, фрагмент радио-, телепрограммы.

  1. Говорение

Совершенствование навыков устной речи (диалогической, монологической) с использованием языковых средств (лексика, грамматика, фонетика), оформление высказываний, адекватных задачам, условиям и предмету общения в соответствии с изученными сферами общения:


Сфера общения

Предметно-тематическое содержание

Коммуникативные задачи

Социально-бытовая

Виды жилья

Рассказать о видах жилья в Республике Беларусь; расспросить о видах жилья в стране изучаемого языка; сравнить виды жилья в Республике Беларусь и стране изучаемого языка; описать свой дом/квартиру (своей мечты);сравнить преимущества и недостатки проживания в частном и многоквартирном доме;

Друзья

Рассказать о своих друзьях и знакомых (внешность, характер, любимые занятия); рассказать историю знакомства с другом; расспросить собеседника о его друзьях;  высказать мнение о настоящей дружбе, аргументируя свою точку зрения

Межличностные отношения

Рассказать и расспросить о межличностных отношениях  (любовь, уважение, дружба); рассказать о своих отношениях с родственниками, друзьями;

Покупки

Рассказать  и расспросить о различных магазинах в Республике Беларусь и Китая; запросить и сообщить информацию при покупке товаров;
дать совет при выборе покупки;
рассказать о своем отношении к покупкам

Социально-бытовая

Здоровый образ жизни

Обсудить хорошие и вредные привычки;
рассказать о принципах здорового питания и выразить свое отношение к ним; дать рекомендации по ведению здорового образа жизни; убедить собеседника в необходимости здорового образа жизни

Учебно-трудовая

Учеба

Рассказать и расспросить друга об успехах и трудностях в учебе; дать советы / рекомендации для повышения эффективности учебы; доказать важность хорошей учебы для выбора будущей профессии; проанализировать свой стиль учебной деятельности

Социально-культурная

Литература

 Рассказать и расспросить о предпочтениях в литературе;  высказать мнение о прочитанной книге; рассказать о популярных художественных произведениях Республики Беларусь и Китая; обосновать важность чтения в жизни человека

Социально-познавательная

Обычаи и традиции Республики Беларусь и стран изучаемого языка

Рассказать и расспросить о памятных датах и традициях Республики Беларусь и Китая; описать народный праздник;
сравнить обычаи и традиции Республики Беларусь и Китая

Путешествие по разным странам

Обсудить маршрут путешествия;
высказать и аргументировать свое отношение к путешествию различными видами транспорта; поделиться впечатлениями о путешествии;
порекомендовать посетить страну/ город; рассказать о своем путешествии;

  1. Грамматика и лексика

Совершенствование грамматических навыков. Выполнение лексико-грамматических тестов с анализом ошибок и объяснением наиболее сложных грамматических явлений.


Местоимения:
вопросительные местоимения с неопределенным значением; вопросительные местоимения с общим значением.

Счетные слова:
颗,双,堆,寸, 朵, 级

Глагол:

Глагольная частица 着 (zhe) и глаголы статического состояния. 

Результативные дополнения: 起来, 下去, 出来

Наречие: 比如, 刚刚, 到底,其实,却,实在,终于

Имя Числительное:

 Дроби, проценты, разряды.

Глагол:

Глагол: систематизация модальных глаголов.
Глагольные частицы: 了,着,过

Предлоги:   对  в конструкции (对….来说); 除了; 怎样

Союз: 不是,不仅,

Дополнения количества в сравнительных конструкциях с 比
Сравнительные конструкции с   в предложениях с глагольным сказуемым
Сравнение с 比,不如 ,跟

Синтаксис:

Предложения с 把
Конструкции: 是…的;  越…越…;  不是…而是;不得了;应为… 所以; 不会不;

Структуры: (不/没 )从来; 既 ... 也 /又

 

 

ПРОГРАММА
по подготовке команды к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету «Китайский язык»
11 класс

  1. Восприятие и понимание иноязычной речи на слух

Восприятие и понимание на слух содержания аутентичных текстов различного характера (художественный, публицистический, информационный, прагматический и др.) в предъявлении преподавателя и в звукозаписи. Последующий контроль понимания содержания, прослушанного с разной степенью полноты, исходя из определенных коммуникативно-познавательных задач: основное содержание аудио- и видеотекстов, построенных на изученном материале и содержащих 3–4 % незнакомых слов, значение которых можно понять с помощью языковой или контекстуальной догадки; относительно полно понимать содержание текстов, построенных на изученном материале и содержащих 2–3 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться. Выполнение тестов с различными видами заданий. Виды текстов: рассказ, интервью, объявление, телефонный разговор, фрагмент радио-, телепрограммы.

  1. Говорение

Совершенствование навыков устной речи (диалогической, монологической) с использованием языковых средств (лексика, грамматика, фонетика), оформление высказываний, адекватных задачам, условиям и предмету общения в соответствии с изученными сферами общения:


Сфера общения

Предметно-тематическое содержание

Коммуникативные задачи

Социально-бытовая

Национальный характер

Рассказать об особенностях национального характера представителей разных национальностей, расспросить о формах приветствия в Китае, особенностях этикета и традиций в Китае, узнать об особенностях поведения и менталитета китайцев

Социокультурный портрет страны

Рассказать о знатоках Китая и его культуры, рассказать об иностранцах, проживающих в Китае, рассказать о стереотипном мнении о китайцах. Рассказать о социокультурном портрете Беларуси.

Экология

Рассказать и расспросить об основных экологических проблемах, рассказать о мерах по защите окружающей среды в Китае, расспросить об экологических проблемах

Туризм

Рассказать  и расспросить о различных достопримечательностях Китая, рассказать о туристических местах Китая, рассказать о развитии туризма в Беларуси, расспросить о туристических агенствах.

Социально-бытовая

Международное сотрудничество

Обсудить хорошие и вредные привычки;
рассказать о принципах здорового питания и выразить свое отношение к ним; дать рекомендации по ведению здорового образа жизни; убедить собеседника в необходимости здорового образа жизни

Социально-бытовая

Семья

Рассказать и расспросить о взаимоотношениях в семье, о семейных традициях в Китае, рассказать о семейных ценностях в Беларуси и сравнить их с Китаем

Социально-культурная

Литература

 Рассказать и расспросить о предпочтениях в литературе;  высказать мнение о прочитанной книге; рассказать о популярных художественных произведениях Республики Беларусь и Китая; обосновать важность чтения в жизни человека

Социально-познавательная

Выбор профессии

Рассказать и расспросить о преимуществах и недостатках различных профессий, рассказать о своем выборе в профессии, рассказать о важности иностранного языка в выборе профессии

 

 

  1. Грамматика и лексика

Совершенствование грамматических навыков. Выполнение лексико-грамматических тестов с анализом ошибок и объяснением наиболее сложных грамматических явлений.


Типы вопросительных предложений

Способы выражения пассива

Конструкция    是。。。的

Модальная частица  

Модальные глаголы: 能 , 会 ,  可以

Числительные

Способы выражения сравнения

Удвоение глаголов

Удвоение прилагательных

Наречия 就  и  才